С прошлого года из-за девальвации рубля каско стало не по карману многим автомобилистам. Чтобы удержать клиентов в кризис, страховщики предлагают новые экономичные программы. Получить скидку можно, купив полис с ограниченным набором услуг, франшизой или пустив в свой автомобиль телематику.
OOO «РИА РЕК.А», ООО «СК «Независимость»
Фото: Getty Images Russia
В2015 году впервые запоследние шесть лет рынок автокаско невырос, азаметно просел иуступил пообъемам рынку ОСАГО: сборы упали на14,6%, до187,2 млрдруб. против218,7 млрдруб. поОСАГО. Страховщики заключили на1,4 млн договоров каско меньше, чем год назад, следует изданных Банка России.
Впрошлом году тарифы накаско выросли всреднем на30% вслед заценами наавтомобили, ноэто помогло лишь замедлить падение сборов иодновременно отбить охоту автомобилистов страховаться. Кроме того, сказалось снижение продаж новых автомобилей из-за падения доходов населения. Поданным Ассоциации европейского бизнеса, загод продажи легковых автомобилей вРоссии сократились на35,7%. «Цены назапчасти икомплектующие выросли вполтора-два раза, подорожали иремонтные работы, что напрямую сказалось натарифах»,— говорит директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.
Это вынуждает клиентов либо полностью отказаться отпокупки полиса, либо приобрести минимальный страховой пакет. Вответ страховщики развивают экономичные варианты каско, которые докризиса невызывали большого интереса употребителей.
Каско «под себя»
Один извариантов экономного каско— полисы сограниченным уровнем покрытия рисков. Подобрать степень защиты можно налюбой бюджет, заверяют компании. Клиент может сам выбрать пакет рисков идоступные опции. Многие клиенты сейчас готовы отказаться отвыезда аварийного комиссара, ремонта вофициальном сервисе, помощи вэвакуации ТСс местаДТП, говорит Виталий Княгиничев. Сэкономить накаско можно засчет страхования только крупных рисков «угон + тоталь», напоминаетон. Тогда нанесенные автомобилю вДТП иподлежащие восстановлению повреждения владелец компенсирует сам или спомощью полиса ОСАГО виновной стороны. Втакой продукт может добавляться один убыток насумму, которую выбрал клиент при оформлении договора, ноне более 120тыс.руб., добавляет директор центра андеррайтинга иуправления продуктами «Согласия» Дмитрий Кузнецов.
«Ренессанс страхование» предлагает клиентам каско сежемесячной оплатой или врассрочку, говорит вице-президент страховщика Юлия Гадлиба. Ас 1марта компания запустила продукт-конструктор «Назначь свою цену накаско». Насайте компании клиенту достаточно указать цену, которую онготов заплатить, исистема автоматически подбирает наиболее оптимальную программу. Клиент видит, как таили иная опция влияет настоимость, иможет решить, начем сэкономить.
«Для малоубыточных старых клиентов мыоставляем премию надокризисном уровне, тоесть полисы до50% дешевле, чем сейчас»,— добавляет Илья Григорьев. Тариф может быть снижен ибезубыточным клиентам, переходящим издругой компании, обещает гендиректор «Зетта страхование» Игорь Фатьянов. «Интач страхование» предлагает клиентам ограничение поколичеству убытков или ремонт унеофициального дилера, говорит директор помаркетингу ипродажам компании Оксана Беляева.
«Согласие» тоже запустит рассрочку платежа покаско, клиент сможет выбирать срок страхования— отодного месяца донесколькихлет, говорит Дмитрий Кузнецов. При необходимости можно без проблем вернуть деньги занеиспользованный период.
Сам себе страховщик
Неменее популярным способом снижения цены каско становится полис сфраншизой—мелкие убытки врамках установленного лимита клиент будет покрывать самостоятельно, экономя до50% отполной стоимости полиса. Сумма франшизы составляет от10тыс. до100тыс.руб.
Как правило, франшиза распространяется нариск повреждения, ав случае угона или гибели машины страховщик полностью покроет ущерб, поясняет руководитель департамента страхования имущества иавтострахования СГ«Уралсиб» Мария Барсова. Однако бывают иограничения: например, у«АльфаСтрахования» франшиза недействует, если ДТП произошло непо вине клиента.
Раньше автовладельцы сопаской относились ктаким продуктам. Ноуже в2014 году ситуация резко поменялась. Сейчас более 60% новых договоров каско заключаются сфраншизой, говорят страховщики. Такие полисы выбирают уверенные всебе водители, считает Илья Григорьев.
Все большую популярность получают программы «умного» страхования (Pay-As-You-Drive, «Плати, как ездишь»), позволяющие сэкономить накаско засчет установки наавтомобиль специального мониторингового устройства иаккуратного стиля вождения. Такие технологии широко применяются нарынках США иЕвропы, ав середине 2014 года пришли вРоссию.
Мониторинговое устройство бесплатно устанавливается наавтомобиль насрок оттрех месяцев для отслеживания стиля вождения клиента. Особое внимание уделяется времени вождения, его плавности иагрессивности, типам дорог. Наоснове этого анализа клиенты получают оценку своего вождения искидку от20до 55%, если будут соответствовать критериям страховщика. Программы предлагают «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «Либерти страхование», «Уралсиб», «Интач страхование», «ЮжУралАско» и«Важно. Новое страхование» (СК «Независимость»), указывает основатель портала остраховой телематике telemazer.ru Денис Гаврилов. Пока российский рынок «умного» страхования занимает скромную долю впортфелях страховщиков. Впрошлом году лишь около 25тыс. полисов каско были оформлены сприменением телематики.